История района: Алтуфьево раньше было деревней
В спальных районах, как правило, нет исторических памятников, бросающихся в глаза. Сюда не возят иностранцев. Здесь течёт самая обыкновенная жизнь: люди спят, едят, спешат на работу. Но это и есть самая настоящая жизнь. Лев Толстой говорил, что смысл жизни в самой жизни.
Но у людей есть потребность держаться своих корней, своей исторической памяти. У метро «Алтуфьево» существует сквер «Пять деревень» — в память о поселениях, когда-то бывших на этом месте: Алтуфьево, Юрлово, Подушкино, Неклюдово, Бибирево. Историю передает газета «Звездный бульвар«.
Набеги и царская немилость
Алтуфьево впервые упоминается в писцовой книге 1585 года. Первым хозяином деревушки был человек по имени Неупокой. В конце XVI века после набега на Москву крымского хана Гирея большинство москвичей вырезали, но Неупокой смог уцелеть. Что до самого крымского хана, через год Иван Грозный жестоко отомстил ему, разбив его войско. Жизнь вернулась и в Москву, и в деревушку Алтуфьево.
При Петре Великом благодаря удачной женитьбе на родственнице царя новый хозяин деревушки Никита Акинфов занял при государе видный пост окольничего. Ему пожаловали угодья и 4 тысячи крестьянских душ. Но, как это часто бывает, впал в немилость. Его сын «был бит кнутами и сослан в Сибирь». Хорошо хоть ноздри не выдрали, в те времена это было в ходу.
Гостили Крылов и Фонвизин
Часто сменяющихся владельцев Алтуфьева ставили воеводами в разные концы необъятной Российской империи — в Шую, в Сибирь, на Волгу. В конце XVIII века хозяином усадьбы стал 35-летний генерал-майор Степан Куракин, отличившийся в нескольких войнах. Хлебосолен молодой князь был страшно. Гостями его были легендарный баснописец Иван Крылов, автор «Недоросля» Денис Фонвизин, другие известные москвичи.
Последний владелец Алтуфьева Георгий Лианозов имел рыболовные промыслы на иранском побережье Каспийского моря. Поставлял знаменитую зернистую осетровую икру не только в Москву, но и в Париж. В загородной усадьбе Алтуфьево гости Георгия Мартыновича ели эту икру ложками, оглядывая друг друга счастливыми глазами: а как ещё можно есть чёрную икру?
После революции в господском доме открыли больницу для рабочих.
Спецлагерь ГУЛАГа
В советские годы в этих местах устроили Бескудниковский спецлагерь ГУЛАГа. Политзэки, испытывающие подкожное отвращение к сталинской власти, рыли канал Москва — Волга. Как следует из архивов НКВД, многие заключённые, чтобы избежать такой участи, старались попасть в больницу. Одни нарочно заражались туберкулёзом. Другие брали иголку (мастырку), смазывали керосином и протыкали кожу, чтобы вызвать трофическую язву.
Судьба Алтуфьева типична для других исчезнувших деревень. На их примере как в капле воды отразилась вся история России. От набегов ханов — до массовой застройки жилых районов, от воевод и думских дворян — до царских промышленников и советских военачальников.
Память в сердцах москвичей
…Я гуляю по скверу «Пять деревень». Мимо проехал полицейский патруль на лошадях с подвязанными от слякоти хвостами. Недавно прошёл дождь. Гроза омыла деревья, и на коре появился такой мокрый блеск. Дымное месиво наверху прекратило вариться, и горячее солнце било уже сильно, чисто и радостно. В сквере «Пять деревень» светился, расходился и таял душистый туман. Деревни исчезли, а память осталась в сердцах благодарных москвичей.