7 марта 1872 года был признан датой образования в России «Общества подания помощи при кораблекрушениях»
На сегодняшний день существует целая система аварийно-спасательных служб, министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России, прошедшая долгий путь развития. Московская городская поисково–спасательная служба на водных объектах – один из её «винтиков». Но с чего же всё начиналось?
Стремление оказать помощь людям, терпящим бедствие на водах, прослеживается на протяжении всего исторического развития России. Еще в древности в морском уставе наших поморов с Русского Севера было записано: «С разбитых судов людей вывозить без всякой платы, и когда не станет у них своего припасу, то кормить их безденежно…».
К становлению и развитию аварийно–спасательных и судоподъемных работ в России имеет прямое отношение основатель ее регулярного флота Петр I.
Знаменитые флотоводцы: Ф.Ф. Ушаков, Н.Ф. Головин, Д.Н. Сенявин, П.И. Крузенштерн, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов и другие считали одним из важных качеств моряка его готовность и умение оказать помощь терпящим бедствие на воде.
8 апреля 1866 года в «Кронштадтском Вестнике» был опубликован призыв капитана I ранга А.В. Фрейганга к созданию общества для оказания помощи попавшим в беду на водах. Призыв этот был поддержан высокопоставленными чинами Морского Министерства России. 3 июля 1871 года Императором России Александром II был утверждён проект Устава Общества, а созданная организация получила название «Общество подания помощи при кораблекрушениях». 7 марта 1872 года состоялось первое Собрание действительных членов Общества, а первым председателем был избран генерал-адъютант вице-адмирал К.Н. Посьет. Этот день был признан датой образования в России «Общества подания помощи при кораблекрушениях».
За первые три года Обществом было построено 179 спасательных станций и постов, службу на них несли наиболее опытные спасатели. Оказывая помощь нуждающимся в любых условиях, они часто рисковали собственной жизнью. Значение создания станций и постов высоко ценили учёные, мореплаватели и исследователи морей.
На смену парусным лодочкам пришли быстроходные катера, пробковые спасательные жилеты и морские рубахи заменили водолазные гидрокостюмы, а деревянные постройки – крепкие, оснащенные по последнему слову техники здания из стекла и металла.